Главная Новости

Портал mpark.pro представляет обзор МАЗ-5440М9

Сделать грузовик, соответствующий экологическому стандарту Евро-6, – это не просто поставить другой двигатель под кабину. Это значит изменить дизайн, полностью переработать всю конструкцию, начиная с лонжеронов рамы и компоновки агрегатов и заканчивая расположением опор кабины. По своей агрегатной базе представленный тягач сравним с флагманом Мерседеса. За это его уже успели прозвать «АктроМАЗом». Рассмотрим все детали более подробно.

Тягач впервые появился на публике 8 августа 2014 года во время празднования 70-летия Минского автомобильного завода.

Празднование 70-летия Минского автомобильного завода

Первое, на что обратили внимание, – обновленный дизайн экстерьера. Это нельзя назвать рестайлингом. Это действительно новый дизайн, который был сделан не просто для того, чтобы было красиво.

Обновленный дизайн экстерьера МАЗ-5440 М9

В МАЗ-5440М9 полностью изменилась вся агрегатная база, что в определенной степени обусловило новую «внешность». Так, например, теперь передняя маска «подвязана» к ширине радиатора нового двигателя.

Обновленная решетка радиатора

На фотографии хорошо видно, что радиатор значительно увеличился в размерах. Теперь электропроводки стало намного больше, а обилие электроники соответствует количеству проводов.

Увеличенный объем радиатора

Создание новой визуальной эстетики – это одна из задач, которую ставили перед собой создатели тягача. Они достигли данной цели. Теперь МАЗ Евро-6 и «Евро-младшие» МАЗы различимы с километра. Прежним осталось только ветровое стекло. Все остальное – абсолютно новое.

Отличия МАЗ Евро-6

У представленных тягачей также изменился дизайн эмблемы. Теперь «АктроМАЗы» имеют новые контуры зубра.

Эмблема

Протирать ветровое стекло стало намного удобнее. Наличие удобной ступеньки под эмблемой зубра позволяет спокойно делать шаги в стороны и не бояться соскользнуть.

Ступенька под эмблемой

Стоит обратить внимание и на то, что эмблема зубра с логотипом МАЗа находятся друг от друга на большем расстоянии, чем у тягачей предыдущих поколений. Этот ход в определенной степени «подвязан» к электронике. На МАЗе-5440М9, как и на многих других современных магистральных грузовиках, стоит радар, который определяет расстояние до впереди идущего автомобиля. Чтобы металлизированные элементы не оказывали влияние на работу данного прибора, эмблемы разнесены.

Изменение расположения логотипа

На первый взгляд, общие контуры кабины ничем не отличаются от тех, которые свойственны привычным МАЗам. Однако абсолютно все элементы здесь новые.

Кабина МАЗ-5440 М9 вид сзади

Многие считают, что кабина МАЗ-5440М9 скопирована с Volvo. Действительно, профили МАЗ-5440 (слева) и классического Volvo FH (справа) несколько похожи, однако об абсолютном сходстве утверждать нельзя. Этому нюансу будет посвящена отдельная ремарка.

Профили МАЗ-5440 и классического Volvo FH

Ремарка

МАЗ стал изготавливать новую кабину еще во времена перестройки Горбачева. В конце 1980-х годов проект вышел на стадию полноразмерных макетов.

Макет новой кабины 1980-х годов

Летом 1991 года собрали первый опытный образец грузовика с новой кабиной. Им стал МАЗ-6430 №1. СССР на тот момент еще существовал, а тягачи с кабиной обсуждаемых контуров уже можно было увидеть на дорогах. 

МАЗ-6430

Классический Volvo FH, в сходстве с которым многие пытаются уличить производителей МАЗа, был выпущен в 1993 году, т. е. только 2 года спустя.

Классический Volvo FH

На самом деле, в данном случае никто никого не копировал. Сходство контуров грузовиков объясняется тем, что в конце 1980-х и начале 1990-х годов дизайнеры Беларуси и Швеции мыслили в одном ключе.

Сходство Volvo и МАЗ

Одни утверждают, что дизайн фальшрешетки радиатора МАЗ-5440М9 схож с такими же элементами грузовиков Скании, другие – что он скопирован с Актроса МР4. С тягачами Скании в данном случае нет ничего общего, а вот с Актросом некоторые стилистические ходы в элементах нижнего пояса МАЗ действительно пересекаются. Однако все линии разные.

МАЗ и Актрос МР4

Многие также утверждают, что фары МАЗ-5440М9 скопированы с Volvo FMX. Давайте сравним:

Слева изображен «АктроМАЗ», справа – Volvo FMX первого поколения. Действительно, поставщиком линзовой оптики является одна и та же фирма – Hella, однако расположение «кругляшей» существенно различается.

Фары МАЗ-5440 М9 и Volvo FMX

Впрочем, линзы светят прекрасно.

Линзы фар МАЗ-5440 М9

Традиции применения линзовой оптики на грузовиках МАЗ были заложены еще в 2012 году, когда был выпущен второй экземпляр экспериментального капотного тягача МАЗ-6440РА.

МАЗ-6440 РА и МАЗ-5440 М9

Задняя светотехника в «АктроМАЗе» тоже новая. Она не повторяется ни на одном «европейце».

Задняя светотехника АктроМАЗ

В целом можно сказать, что «АктроМАЗ» ни с кого не скопирован. Он похож сам на себя. Ощущаются при этом и фамильные контуры марки. Отсюда вывод, что дизайнерская задача успешно решена.

Контуры АктроМАЗ

Единственным элементом, полностью пересекающимся с одним из изделий «Большой семерки», являются зеркала заднего вида.

Зеркала заднего вида АктроМАЗ

Слева на картинке изображен МАЗ-5440М9, справа – IVECO Stralis. Здесь можно увидеть 100 % сходство, но не копирование. Зеркала для обоих тягачей являются покупным компонентом. В качестве поставщика же выступает испанская фирма Ficosa. В дальнейшем зеркала у грузовиков МАЗ будут несколько другие.

Зеркала МАЗ-5440 М9 и IVECO Stralis

Если с внешним дизайном в целом все понятно, то теперь самое время «пройтись» по агрегатной базе.

Под кабиной грузовика установлен мотор Mercedes-Benz OM471, мощность которого составляет 475 л. с. По мнению Daimler, этот двигатель является «лучшим дизелем в мире».

Мотор сагрегатирован с роботизированной 12-ступенчатой коробкой передач Mercedes-Benz G230-12 New AMT.

Mercedes-Benz G230-12 New AMT

Эта КПП изначально была спроектирована Мерседесом с учетом возможности установки акваретардера – SWR (Secondary Water Retarder). Впервые в истории марки МАЗ установил его и на свой тягач! Производителем этого прибора является фирма Voith.

На «АктроМАЗе» имеется немецкий гипоидный задний мост – Daimler R440. В дальнейшем МАЗ планирует выпустить свой аналог.

Задний мост Daimler R440

Ресиверы с аккумуляторами установлены по-европейски, т. е. в заднем свесе рамы. Это обусловлено тем, что боковое пространство в базе грузовика полностью занято огромным глушителем-катализатором (станцией очистки), резервуаром для мочевины и топливными баками. Сегодня к этому пришли все европейские фирмы. МАЗ только перенял данный опыт. Чтобы было нагляднее видно, мы сравним этот элемент «АктроМАЗа» с таким же элементом Актроса МР4.

Топливные баки АктроМАЗ и Актрос МР4

МАЗ-5440М9 оснащен двумя топливными баками (слева – объемом 700 л, справа – 400 л). На заднем плане изображен топливозаборник, на переднем – крышка с электрическим разъемом, чтобы подключать датчик уровня топлива.

Крышка с электрическим разъемом

Между лонжероном и левым баком располагается распределительный кран для того, чтобы перекачивать топливо из одного бака в другой.

Распределительный кран топлива

Бак для мочевины объемом 75 л находится слева, сразу за кабиной.

Бак для мочевины

Топливные баки закрыты декоративными щитками, справа за которыми, между баком объемом 400 л и кабиной, находится огромная станция очистки воздуха – глушитель-катализатор.

Декоративные щитки топливные баков

Шины на тягаче также применяются импортные. Задний мост – Matador Diamond с пневматической подвеской с четырьмя баллонами, передняя ось – Matador Silent с малолистовой рессорной подвеской. Размерность – 315/70R 22.5.

Шины Matador

Интересен и тот факт, что седельно-сцепное устройство является отечественным. Оно было изготовлено на заводе «Гидромаш» в городе Кобрин (Брестская область в Беларуси).

Сдельно-сцепное устройство

Перед нами представлен тягач МАЗ нового уровня. Говорить о его серийности пока что рано. Но результаты проделанных работ мы сможем увидеть в будущем как на этой, так и на других моделях.

МАЗ нового уровня

По грузовикам Евро-6 тоже уже проделана большая работа. Опытные образцы в процессе испытаний наматывают километры пробега.

МАЗ-5440 М9

Конечно, хочется думать, что когда-нибудь «Большая семерка» превратится в «Большую восьмерку» и тягачи МАЗ станут в один ряд с евро-брендами. Однако пока до этого еще далеко. Но начало все же положено.

 

Фотографии в обзоре использованы с сайта http://mpark.pro/